Ктулху[1] (англ. Cthulhu[2]) — божество из пантеона Мифов Ктулху, владыка миров, спящий на дне Тихого океана, но тем не менее способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).
Содержание
Описание

Ктулху
На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».
Ктулху принадлежит роду Древних[3]. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.
В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культу) Ктулху. Согласно Лавкрафту, почитатели культа присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. Во время обрядов служители культа устраивают человеческие жертвоприношения, беснуются и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что приблизительно означает «В глубине вод под Р’льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа»[4].
Ктулху способен воздействовать на разум людей, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, ужасают видевших их и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Почитатели Ктулху убеждены в великом могуществе своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.
Произношение
Лавкрафт говорил, что имя Ктулху правильнее произносить как Khlûl’hloo, поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип»[5]. Через долгое время после его смерти стало популярным произношение Kathooloo ([kə'θulu]). Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.
Брайан Ламли в предисловии к своему сборнику рассказов «Мифы Ктулху» отметил, что это имя «легче прорычать или прошипеть, чем сказать».
В Некрономиконе Симона Ктулху изначально упоминается автором от лица Безумного Араба как Кутулу[6].
В рассказе «Крылатая смерть» упоминаются некие исполинские руины, якобы находящиеся в Уганде, которые местные жители связывают со злым богом Клулу. Вполне вероятно, что это ещё один вариант произношения имени Ктулху — африканский.
Влияние образа
Со времени написания рассказа «Зов Ктулху» образ божества обрёл широкую известность и многократно использовался в художественных произведениях разных авторов. Ктулху упоминается или выступает действующим лицом в книгах таких писателей, как Стивен Кинг (рассказ «Крауч-Энд» из сборника «Ночные кошмары и фантастические видения»), Анджей Сапковский («Башня шутов»), Нил Гейман (рассказы «Я — Ктулху» (1987), «Особое шогготское» (1998) и др.), Роджер Желязны («Ночь в тоскливом октябре»), и многих других.
Образ Ктулху нашёл отражение в анимационном кино. В эпизоде «Культ Катулу» мультсериала «Настоящие охотники за привидениями» оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу. Ктулху появляется в трёх эпизодах 14-го сезона мультсериала «Южный парк»: чудовище поднимается из океанских глубин в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum, пытавшейся загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon.
К образу Ктулху не раз обращались музыканты разных стран, среди которых такие, как группа Samael с песней «Rite of Cthulhu» (1991), Bal-Sagoth («Shackled To The Trilithon Of Kutulu»), Therion («Cthulhu», 1992), Mercyful Fate («Kutulu», 1996), Deadmau5 («Cthulhu Sleeps», 2010), Ляпис Трубецкой («Дикий койот») и многие другие. Инструментальная композиция группы Metallica «The Call of Ktulu» из альбома Ride The Lightning (1984), записанная с Симфоническим оркестром Сан-Франциско для альбома S&M (2000), получила премию «Грэмми» за лучшее рок-музыкальное представление.
Значительное влияние творчество Лавкрафта и, в частности, образ Ктулху оказали на индустрию игр. В 1981 году по мотивам произведений Лавкрафта компания Chaosium выпустила настольную ролевую игру под названием «Call of Cthulhu» (англ.)русск.. Позднее мифы Ктулху нашли отражение или легли в основу таких известных компьютерных игр, как «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», «Alone in the Dark», «Prisoner of Ice» (англ.)русск., «Cthulhu Saves the World» (англ.)русск., «Sherlock Holmes: The Awakened», «Terraria», и ряда других.
Древние, Великие Древние (англ. Great Old Ones) — вымышленные существа из мифологии, созданной Говардом Филлипсом Лавкрафтом (Мифы Ктулху).
Древние — невероятно могущественные существа, ровесники Вселенной. Почитаемы членами мистических сект как тёмные боги. Древние обитают в других звёздных системах или вообще за пределами нашего измерения, реже они скрываются в глубинах морей или недрах Земли. Как правило, в видимом облике Древние обладают гигантскими размерами.
Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определённых условиях и лишь тогда, когда им помогают их последователи — сектанты.
Считается, что на данный момент Великие Древние ограничены в свободе действий и передвижения, подобно пленникам. Причина и природа этого «заключения» неясны. В произведениях Лавкрафта на это нет прямых указаний, а другие авторы предлагают разные трактовки.
Наиболее популярна версия о том, что Древние некогда были побеждены другой расой сверхъестественных существ — Старшими Богами (англ. Elder Gods). Нередко противостояние Великих Древних и Старших Богов рассматривают как противостояние зла и добра — что является неверным. Старшие Боги являются для людей лишь условно «добрыми», и на самом деле они не менее чужды людям, чем Великие Древние. В ряде произведений последователей Лавкрафта герои используют для защиты от Великих Древних «знак Старших Богов».
Согласно другой трактовке, Великие Древние скрылись из видимой вселенной по собственному желанию, или впали в состояние, напоминающее физиологическую спячку животных.
Древние были, Древние есть, и Древние будут. Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот — и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё — в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем.
— «Ужас Данвича», Г. Ф. Лавкрафт
Помимо Великих Древних автор иногда выделяет «Иных богов». По-видимому, Иные боги стоят в иерархии выше Великих Древних и покровительствуют им. Традиционно к Иным богам относят Йог-Сотота, Азатота и Ньярлатхотепа.
Кратко о статье: Говард Ф. Лавкрафт, человек, соединивший готический ужас и научную фантастику, положил начало целой литературной традиции. Его многочисленные ученики и последователи открыли нам мир, полный несказанных ужасов и немыслимых чудищ. О последних и пойдет речь в нашем «Бестиарии».
Самый страшный ужас
Чудовища из мифов Ктулху
Страх убивает разум. Страх — это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там, где прошел страх, не останется ничего. Там, где прошел страх, останусь только я.
Фрэнк Герберт, “Дюна”
Не секрет, что любые, даже самые страшные монстры, противостоящие главному герою, выполняют совершенно прозаичные функции внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот общий шаблон попадает большинство вымышленных чудовищ будь то вампиры, оборотни, призраки или зомби. Эти твари родились из суммы мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом человечество придумало их для того, чтобы хоть как-то обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным, потусторонним и смертельно опасным.
Но есть и другие легенды. Другие мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем те полупрозрачные существа, которые разгуливают по коридорам старинных замков. В отличие от древних европейских легенд, эти истории не могут похвастаться солидным возрастом. Их придумал один-единственный человек — нищий американец, страдавший от постоянных ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности — мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.
Отец чудовищ
Говард Филлипс Лавкрафт по праву считается одним из отцов жанра “ужасов”. Он взял многое от стиля Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него — Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Кларк Смит, Август Дерлет, Алан Мур и Брайан Ламли не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про “книгу мертвых” — “Некрономикон”.
К заслугам Лавкрафта также причисляют и то, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра — научную фантастику и ужасы. Считается, что автор создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ — существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.
Справедливости ради следует сказать, что Лавкрафт относился к монстрам, живущим на страницах его книг, совершенно наплевательски и даже с изрядной долей юмора. Он был атеистом и рассматривал свои творения исключительно как средство заработка — кстати, очень скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.
Да, я согласен, что Йог-Сотот основан на незрелой концепции, мало подходящей для действительно серьезной литературы.
Лавкрафт в письме Фрэнку Белнапу Лонгу. 27 февраля 1931
|
На самом деле систематизированные “мифы Лавкрафта”, более известные как “мифы Ктулху”, не имеют почти никакого отношения к этому писателю. Они появились позже, после смерти Лавкрафта, когда его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы “отца ужасов”, отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя — и опубликовал в своем собственном издательстве “Arkham House”.

|
Шутливый коллаж: Лавкрафт на фоне таинственного обелиска около Хребтов безумия (Антарктида).
|
Уникальная мифологическая картина нашего мира и большинство невероятных монстров Лавкрафта — плод воображения его последователей, прежде всего — Дерлета. Он разбавил “мифы Ктулху” христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра со злом. Самому Лавкрафту все это было чуждо — писатель называл этику Канта “шуткой” и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных кошмаров и мучительной неизвестности.
Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах... изначально были Старшие боги (Elder Gods) — добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела — в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе — Ancient Ones).
Август Дерлет, из предисловия к “Историям о мифах Ктулху”
|
У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа “Загадочный дом на туманном утесе”). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин “Древние” (Ancient Ones) используется лишь однажды — в рассказе “Врата серебряного ключа”.
Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.
|